Пследние новости

«Я счастливый человек, потому что буду жить в городе, где живет Летов!» — фотограф Андрей Кудрявцев в …

В Санкт-Петербурге - «Я счастливый человек, потому что буду жить в городе, где живет Летов!» — фотограф Андрей Кудрявцев в …

Фото:
Новый Омск

Все новости на карте

Андрей, я — коренной омич и люблю свой город. И мне очень интересны люди, которые тоже видят Омск красивым. Поэтому я захотел сделать интервью именно с вами. Мне кажется, что вы, в некотором смысле, герой. Любить Омск — это не в тренде. Даже, в некоторой степени, в противоход общественному мнению. Вы ощущаете в себе героичность по этому поводу?
— Да ну… Я живу по принципу «хорошо там, где я». Еще в юности я для себя определил — чтобы чувствовать себя хорошо по жизни, нужно примирять себя со всем тем, что есть вокруг. Например, заставляю себя переставать раздражаться от чего-либо и со временем это действительно перестает раздражать. Или вот, допустим, нужно уметь жить с женой правильно — мы 33 года живем вместе и еще ни разу не поссорились.

Ого! Так бывает? Вы точно разговариваете с женой?
— Точно! Просто я вычислил причину возможных ссор и тут же это исключил. Ну вот так же и с Омском — чтобы жить здесь с удовольствием, я должен испытывать комфорт. А чтобы испытывать комфорт, я должен любить этот город. Вот и все.
Мне вот чтобы почувствовать любовь к Омску понадобилось уехать на пару лет в Москву. А как у вас эта любовь появилась? С первого взгляда или воспитывали чувство в себе?
— Не сразу. Просто не обращаю внимание на то, что раздражает. Например, на низкие зарплаты в Омске (смеется). Я компенсирую это тем, что больше работаю. Кстати, я не омич — сюда я приехал 33 года назад.

Давайте здесь поподробнее — что было в вашей жизни до Омска?
— Вообще-то я из-под Твери, а предки мои из Копорья. После школы приехал в Ленинград — сначала учился в вузах, потом пару лет бомжевал (смеется), а потом уже случился Омск.

Вы учились в нескольких вузах? Еще и бомжевали?
— Да, я начинал учиться в техническом вузе, потом параллельно поступил на журналистский факультет. А когда заканчивал учебу, то был без распределения и остался без прописки и жилья. И стал жить у приятеля в фотолаборатории, которая располагалась в женском общежитии. Так что, в целом, я комфортно себя чувствовал (смеется). Был при этом фотографом в ленинградском рок-клубе — тусовался с Гребенщиковым, Цоем, Кинчевым. Было весело!

Это и вправду весело!
— Еще как! В 86-м я женился, а в 87-м жену распределили в Омск. В итоге меня друзья прозвали «жена декабриста», потому что уехал за ней в Сибирь. Вот так и оказался здесь.
Здорово! А в какой момент занятие фотографией-то пришло в жизнь?
— Я переехал в Ленинград и с первой стипендии купил фотоаппарат, в 79-м году. Город красивый и мне захотелось его снимать. Понял, что зачарован всем этим процессом. Потом стал работать в институтской газете. А с третьего курса поступил параллельно на факультет журналистики ЛГУ. Меня райком комсомола отправил на обучение как редактора газеты. Но там было скучно. Мне все-таки фотоаппарат ближе. Поэтому райком помог попасть именно на фотоотделение. Вот это мое!
Значит, вы профессиональный фотохудожник, с «корочками»?
— Нет, я профессиональный фотограф.

А что — есть разница между фотографом и фотохудожником?
— Конечно! Огромная! Фотохудожником быть гораздо проще, чем фотографом! Можно, например, месяц лежать на диване и придумывать что-нибудь эдакое необычное — дерево, закат, девушка на ветке. Потом пошел, договорился с девушкой, выждал нужный закат, посадил девушку красиво на ветку, сделал снимок. Дальше, распечатал снимок, отправил на выставку — получил медаль. Вот это фотохудожник.
А что такое фотограф? Это когда тебе говорят — сегодня нужно снять очистные сооружения за нефтезаводом, завтра — интерьеры в новом здании, а послезавтра — портреты губернатора и членов Правительства. Ты идешь и делаешь. И в любых условиях должен сделать это хорошо. И без своих фантазий, четко по требованиям заказчика. Ты должен владеть разными способами съемки, у тебя должны быть объективы для разных случаев, даже аппараты разные. Быть фотографом труднее.

— У меня вообще есть знакомая фотохудожница в Москве — так она фотоаппарат ни разу в жизни в руках не держала! При этом преподает фотоискусство, а ее работы много раз получали Гран-При престижных выставок. Она делает свои работы методом сканографии — сканирует какие-нибудь фото, составляет их вместе и обрабатывает. Даже свой автопортрет она сделала, изначально положив лицо на сканер.
Другой знакомый вставлял фотопленку в баночку из-под колы, закрывал ее и делал иголкой много-много маленьких дырочек. И пол-дня гулял по улицам с этой баночкой. Пленка засвечивалась через дырочки разными причудливыми полосами, штрихами, зигзагами. Так получались его работы. Это тоже фотохудожник.
Надо усвоить себе это разделение труда… Ладно, вернемся к переезду — не жалко было уезжать из красивого Ленинграда в непонятный Омск?

— Неее… Я вообще ни о чем не жалею. Любая движуха воспринимается как приключение. Я же тогда был в рок-клубе. Так вот летом 87-го вышел первый альбом Егора Летова «Мышеловка». А я уезжал в конце этого года и двое членов рок-клуба, коренные ленинградцы, сказали, что я счастливый человек, потому что буду жить в городе, где живет Летов. Меня тогда это цепануло!
И как начиналось ваше пребывание в Омске?
— Сначала я работал в «Молодом Сибиряке», а потом, транзитом через СибАДИ, стал театральным фотографом в Драмтеатре. Мне нужно было свободное время, потому что рок-тусовку я не бросил, много времени тусовался с Летовым, ездил на все фестивали в Москву, Ленинград. Практически все известные фото с Егором сделал я.
Вообще, я доволен тем, что у меня есть самая известная фотография — это Летов за колючей проволокой. Не было еще нигде ни одного человека ни в Омске, ни в Москве, ни в Питере, который бы ее не знал. Значит главная работа есть
За 33 года вы увидели и советский Омск и Омск сегодняшний. Город стал лучше или хуже по сравнению с тем, что было, когда вы приехали сюда?
— Конечно, лучше! После Ленинграда приехать в Омск — это было жесть!

Почему?
— Чисто визуально — в Ленинграде все люди по-разному выглядели. Один так одет, другой эдак. Не дай Бог одинаковые! А в Омске — если у кого-то модная черная кожаная куртка, значит скоро все оденутся в одинаковые черные кожаные куртки. Вошла в моду какая-то шапка — все сразу наденут одинаковые шапки. Даже если она сидит как на корове седло. Главное, чтобы было одинаково.
Или, например, в Ленинграде подойдешь к двадцатилетней девушке познакомиться — 90-процентная вероятность, что она не замужем. А если пойдешь к такой девушке в Омске — 90-процентная вероятность, что она замужем. Потому что так положено! Патриархальный советский город был в конце 80-х.
Сейчас Омск раскрепостился. Менталитет изменился.
Между прочим, очень здорово, что так отремонтировали центр! Это и людей как-то облагородило. Нету такого, как было 15-20 лет назад, что в центре гуляли, хлестали пиво из полторашек, матерились напропалую. Стало куда приятнее. Все-таки среда влияет на поведение людей. Так что Омск однозначно стал лучше.
А во внешнем виде Омска что-нибудь зацепило, когда перебрались сюда?

— Омск меня впечатлил свои старым деревянным центром. В Москве этого нет давно, в Питере — его и не было никогда, видимо. А в Омске было! Меня это так поражало!
Вы частный сектор, что ли, имеете в виду?
— Да! Это же так интересно!
Интересно или красиво?
— И интересно и красиво. Я раньше такого не видел. Жаль, что сейчас это теряется — где-то сносят, где-то разрушается, где-то прячется под уродливым сайдингом
Как-то не задумывался о том, что омский частный сектор может вызывать интерес. Все-таки не самая презентабельная сторона города…

— В 92-м году я снимал в Берлине. К тому моменту там недавно снесли знаменитую стену и Западный и Восточный Берлин еще разительно отличались. Западный — красивый, ухоженный, чистый и Восточный — обшарпанный, бедный, с какой-то арматурой торчащей. И вот мы вышли из дома в Западном Берлине с немецкими журналистами, перешли бывшую границу разделения и увидели какие-то куски колючей проволоки, провода тянутся в разные стороны, дома в самом неприглядном виде, уныние. Прогулялись, а потом опять перешли в Западную часть и оказались в каком-то прекрасном парке. И тут одна из журналисток, родом из ФРГ, сказала: «Как же здесь противно! И как там красиво!». У каждого своя красота.
Мне, кстати, нравится, что улицу Ленина сохранили в том старом стиле, который был изначально. Не понастроили всяких стеклянных и бетонных коробок. Это очень круто! Надо поддерживать это и продолжать такую реконструкцию.
И все-таки жалко эти исчезающие деревянные улочки…
А есть у вас любимые места для фотографий в Омске. Ну, кроме центра?
— Нефтезавод люблю страшно!
Серьезно?

— Ой, какой же он красивый! Особенно по ночам. Просто сказка! Икея тоже очень красивая…
Удивляете… Я думал, что какие-нибудь парки, например, будут.
— Парк Победы очень красивый, конечно. Вообще в Омске очень много красивых мест есть. Можно что угодно прекрасно снять. Мне, кстати, один дядька недавно в соцсетях попенял — мол, что у вас все так красиво? Грязь-то не показываете. Я ему взял и лужу сфотографировал (показывает снимок).
Ого! Если такие фотографии показывать омичам, то мы, пожалуй, сами полюбим свои лужи!
Знаете, часто приходится слышать мнение, что Омск — это город одной улицы. Мол, за пределами Любинского проспекта все теряется и город становится серым. Согласны?
— Это говорят люди не очень умные. Мне тоже часто пеняют, что я снимаю только центр, где красиво. А просто я его снимаю потому что у меня офис в центре и я постоянно там хожу пешком. Чисто статистически этих фотографий больше. А вообще, я и Нефтяники очень люблю — очень красивый район, там есть что фотографировать.

Ну и, вообще, посмотрите фотоальбомы Москвы и Питера — разве вам в первую очередь хочется увидеть фотографии спальных районов, луж или проходных улиц? Они в любом городе примерно одинаковые. Человеку хочется увидеть узнаваемые красивые объекты — Красную площадь или Исакиевский собор.
Можно ведь и помойку или сломанный кирпич красиво снять. Но ведь у фотографии должна быть какая-то цель. Больше, чем просто показать — смотрите как я круто умею!
Я хочу делать интересные снимки — красивые и узнаваемые. Людям приятно именно от этого.
Вообще, когда я смотрю ваши страницы в соцсетях, то у меня складывается впечатление, что Андрей Кудрявцев — это личный фотограф города Омска. Это так?
— Наверное, не так. Для меня фото Омска — это реализация моих творческих потребностей. Так что, в отношении городских фото, я — фотохудожник. Это для души
А что-то еще для души снимаете?

— Да, я люблю снимать музыку, концерты. Свадьбы — это сплошное творчество, кстати.
Невеста на ладошке?
— Нет, это уже китч
Вот вы сейчас сказали про съемку людей. А на фотографиях города у вас людей практически нет. Люди в кадре мешают хорошему снимку в жанре городской фотографии?
— Нет, как раз наоборот — что-то живое должны быть на фото. Советская школа фотографии учила, что если в пейзаже нет человека, то это просто эстетская картинка. А вот если где-то вдалеке есть человек, то по его фигуре, позе, движению можно рассказать целую историю снимка. И всегда, когда есть возможность, я сижу и ловлю этого человека, чтобы он был в кадре. Хотя это и не самоцель — есть кадры, которым этого и не требуется. Но, скорее всего, если вы пристальнее вглядитесь в фотографию, то там кто-то окажется
Отсюда следует другой вопрос. Ваши фотографии — это результат спланированной «фотоохоты» или случайные снимки?

— Почти все съемки случайные. Я их не планирую. Нету такого, что проснулся утром и решил — ага, сейчас на два часа пойду туда-то и там сделаю вот такую фотографию. Все это результат того, что просто шел мимо и заметил что-то достойное внимания. Просто это уже привычка, автоматически оцениваю то, что вижу вокруг.
А современный фотохудожник возможен без навыков фотошопа?
— Фотошоп — это то, что делает фотографию искусством. Об этом не принято говорить, но до 90-х годов фотографию искусством и не признавали особо. Ведь искусство — это что-то сугубо личное, пропущенное через душу и выданное в каком-то переработанном виде. А что такое фотография? Диафрагма, выдержка, пленка. Двадцать разных человек сделают двадцать одинаковых снимков какого-нибудь дома. Где тут творческое начало? А Photoshop позволит сделать двадцать уникальных и различных снимков одного дома.
То есть, фотошоп это инструмент творчества?
— Да. Например, с помощью резца из одной и той же деревяшки можно сделать рукоятку для топора, а можно вырезать какую-нибудь красивую фигуру. Так что, Photoshop однозначно позволил превратить фотоснимок в искусство и снять все вопросы. По крайней мере, когда я на своих курсах об этом говорю, споров не возникает.
А вы где-то преподаете?

— Да, в Политехе длительное время преподавал. Много лет работаю с компанией Nikon, они приглашают меня выступать на своих семинарах — два раза в год преподаю в Москве и Петербурге. Рассказываю, что такое современная фотография
О! Вы меня сейчас навели на классический вопрос, который я обязан задать! Что круче — Nikon или Canon?
— Что круче — БМВ или Мерседес? И то и другое — профессиональная, хорошая техника. К чему привыкнешь, то и будет хорошо. Лично у меня первый иностранный фотоаппарат был Nikon, появился в 1988 году — знакомый с Дальнего Востока привез, бэушный. В титановом корпусе. Он у меня 13 лет работал. Потом я его продал и он еще дальше у нового хозяина долго работал. Замечательный аппарат! Более того, у меня сын в 89-м родился — я его назвал Никита. Никон — Ник — Никита…
Вот это лояльность к бренду! Вот если бы Никоном назвали, то это прямо совсем огонь!
— (Смеется).
Иначе говоря, в священной войне «канонистов» и «никониан» вы не участвуете?

— Если только совсем не о чем поговорить. К случаю — как-то раз на форуме подошел один парень и говорит: «Еще триста лет назад Патриарх Никон сказал: „Каноны надо ломать!“. Дословная цитата.
Давайте немного поговорим о материальной стороне вашей профессии — в Омске можно разбогатеть, занимаясь фотографией на вашем уровне?
— Состоятельным человеком заработком на фотографии в Омске не станешь. В советское время это было очень выгодное занятие. Точнее, приработок. Можно было зарабатывать в месяц практически в два раза больше, чем среднестатистический инженер. А вот 90-е годы ужасными были — очень низкие расценки не позволяли кормить семью. Тогда же за качество никто не платил. Условно, были стандартные расценки: черно-белое фото — 1 рубль, цветное фото — 3 рубля. Заказчики так и мыслили.
Я в тот период ездил работать в Германию — полтора месяца работы там позволяли спокойно год жить здесь. Хотя, в целом, если ты хороший фотограф, то не пропадешь.
Многие, кстати, и сейчас ездят на заработки из Омска за границу. Там большой спрос на хороших фотографов. Там много компаний, которые тратят большие деньги на рекламу. В Омске столько никто не платит. И вряд ли когда-то будет. НО! За границей хороший омский фотограф будет работать за деньги, которые платят местному специалисту низкого уровня. В „высшую лигу“ он все равно не перейдет.
А фотографии Омска как-то монетизируются?

— Да. Их покупают для корпоративной и сувенирной продукции, для оформления каких-то представительских помещений. К праздникам, вроде Дня Города, востребованы. Частные покупатели предпочитают альбомы с видами города. В общем, определенный спрос есть.
Да, кстати, в качестве лирического отступления — когда я писал сообщение с просьбой об интервью, увидел в мессенджере, что когда-то мы уже общались — как раз сам хотел ваш фотоальбом приобрести! Однако вернемся к земному — резюмирую: в этой стезе особенно разбогатеть не получится.
— Ну это зависит от амбиций и желаний. Если голова работает, то впроголодь жить не будешь. Как себя настроишь.
Не возникало желания сменить место жительства? Переехать куда-нибудь, где покрасивее и побогаче живется?
— Нет. Самое красивое место там, где я живу. Я часто езжу в Москву и Питер — красиво, конечно, но через месяц сил нету, как хочется уехать в Омск.
Почему?

— Везде свои недостатки. В Омске — низкие зарплаты, в Москве — огромные пробки, суета. А в Питере все вместе —
низкие зарплаты, пробки, суета, еще и погода. Зачем мне это? А в Омске — хорошо, можно спокойно прогуляться, тепло, солнечно. Мамочки с колясками гуляют, улыбаются, молодежь гуляет. Я точно знаю, что мы сами определяем, как нам жить. Я люблю Омск.
Больше материалов проекта смотрите здесь.

Вас также может заинтересовать...