Девятая весна «CHELоBEKA ТЕАТРА» растопила сердца критиков и зрителей

В Челябинске - Девятая весна «CHELоBEKA ТЕАТРА» растопила сердца критиков и зрителей

Фото:
Uralpress.Ru

В Челябинске вчера, 4 марта, завершился IX международный фестиваль-лаборатория «CHELоBEK ТЕАТРА». В этот раз его ждали с особым волнением и беспокойством— не помешает ли пандемия, не лишит ли живого общения, ограничив его онлайн. А накануне омрачили настроение природные катаклизмы — метели, морозы, снежные заносы… Но не зря же за прошедшие восемь лет сопровождает фестиваль этот красноречивый слоган — «Весна в Челябинске начинается с „CHELоBEKа ТЕАТРА“. И она вопреки всему действительно о себе заявила. Хотя пандемия всё-таки внесла в афишу коррективы, лишив её международной программы. Вот и „Плаху“ Ч. Айтматова самого близкого зарубежного соседа — Костанайского русского драматического театра (Казахстан) пришлось в последний день заменить экскурсией по заветным местам Миасса.
Девятая весна „ЧЕЛоВЕКа ТЕАТРА“, придуманного и организованного Новым Художественным театром, выплеснулась щедрым потоком умных, тонких и ярких спектаклей, незабываемых сценических находок и открытий, эмоциональным общением старых друзей и доброжелательным приёмом новых. И ещё той ежедневной творческой и суматошной атмосферой, особо радостной и притягательной для людей одной веры — для человеков Театра.
Стоит напомнить, в течение недели (с 25 февраля до 4 марта) на пяти сценах города — НХТ (главная площадка), Камерного театра, „Манекена“, академического театра драмы им. Н. Орлова (малая сцена) и впервые на сцене Концертного зала имени С. Прокофьева было показано 18 спектаклей. Два из них по просьбе зрителей повторно — это „Мачеха Саманишвили“ Пермского театра „У Моста“ и „Душечка“ Камерного драматического театра из Вологды. Остальные представляли актёров и театры из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Нижнего Новгорода, Ирбита, Мытищ, Скопина, Самары, Владимира. На всех спектаклях был аншлаг. Фестиваль за восемь прошедших лет сумел воспитать своего зрителя. Художественный руководитель НХТ и фестиваля-лаборатории „CHELоВЕК ТЕАТРА“ Евгений Гельфонд ещё до начала форума предсказал ему более чем прежде эмоциональную насыщенность, человечность и профессионализм. Объяснил это влиянием вынужденной изоляции, которая на длительное время прервала в театральной среде живое творческое и человеческое общение. В подтверждение этих слов — содержание фестиваля, а это множество жанров, стилей, тем и авторов — А. Чехов, А. Платонов, Н. Гоголь, А. Пушкин, А. Толстой, М. Хейфец, М. МакДонах, О. Гунина, В. Шергин, Б. Рацер и В. Константинов, Б. Шергин. Это и две глубокие, интересные лекции авторитетных критиков и исследователей театра Нины Мазур и Капитолины Кокшенёвой. И презентация молодого, но уже международного проекта НАД — Национальной ассоциации драматургов. И творческая встреча в Доме актёра с психологом и писателем из Владимира Ольгой Гуниной. А ещё ежедневный выпуск экспресс— газеты с интервью, рецензиями и отзывами на прошедшие накануне спектакли. И такое же оперативное, да ещё открытое для публики обсуждение каждого спектакля известными столичными критиками, уже не раз работавшими на челябинском фестивале, — это Нина Шалимова, Александр Вислов, Ольга Галахова и с ними — будущие театроведы, студентки ГИТИСа, ученицы профессора Н. Шалимовой — Полина Шерстнёва и Алина Бондаренко. „CHELоBEK ТЕАТРА“ — фестиваль не конкурсный. Его предназначение — исследование, обмен опытом, открытие нового. Это лаборатория. И открытое дружеское общение. На фестивале друзей, как называют его сами организаторы, нет лауреатов и призёров. Здесь побеждают искусство и дружба. Награда для всех одинакова — полученные от экспертов и друг у друга уроки, красивые дипломы участников и роскошные букеты. Были и личные подарки за особо понравившийся спектакль. Так после „Лейтенанта с острова Инишмор“ Нового Художественного театра, которому долго и бурно аплодировал переполненный зал, на сцену с восторженным криком выскочили представители Молодёжного театра „Предел“ из Скопина во главе с режиссёром Владимиром Делем. Со словами „светите и дальше“ они вручили челябинским коллегам массивный керамический подсвечник. А после спектакля „Красавица из Линэна“ Ирбитского драматического театра имени А. Н. Островского за кулисы к актёрам пробралась давняя поклонница этого театрального города. Её подарком артистам был журнал „Веси“, который хранился в семейном архиве в память об Ирбите, о его старейшем на Урале театре и фестивале „Ирбитские подмостки“, о чём и рассказывал этот журнал. Трудно сказать, кто был больше взволнован в такие минуты. Театральная радость она особого свойства. Она не только бурными овациями проявляется. Но и такими скромными знаками внимания. А для критиков спектакли–лидеры, доставившие им особую художественную радость, тоже есть. Но громко об этом здесь не говорят, разве только между собой, чтоб не обидеть остальных, особенно новичков. Для честного и непредвзятого разбора их полётов и существуют коллективные обсуждения. Зато фестивальная газета не могла скрыть предпочтений своих авторов. Так, в одном из номеров было опубликовано аж четыре рецензии на спектакль „Мачеха Саманишвили“ Пермского театра „У Моста“ в постановке его художественного руководителя Сергея Федотова. В этот раз он привёз в заснеженный Челябинск солнечную Грузию и своим талантом осуществил настоящее погружение в её благодатную, по-семейному уютную и добрую атмосферу. На фестивале и на сцене Камерного театра, где шла эта яркая, шумная, весёлая, музыкальная комедия, Сергей Павлович давно человек свой. В репертуаре Камерного прекрасно существуют три его постановки — „Игроки“ Н. Гоголя, спектакль-старожил со стажем более 20 лет; „Мандат“ Н. Эрдмана и „Красавица из Линэна“ М. МакДонаха. Перед началом „Мачехи“ Сергей Федотов признался в любви к театральному Челябинску и его уникальному фестивалю, и отметил, что сцена, на которой будет показан его спектакль, масштабом и аурой напоминает ему свою, пермскую. Кстати, фестивальная публика увидела ещё один спектакль в постановке Сергея Федотова. Спектакль Ирбитского театра „Красавица из Линэна“ тоже поставлен первооткрывателем творчества сурового ирландского драматурга на отечественной сцене.
Незабываемым событием „CHELоBEKа ТЕАТРА“ останется для всех встреча с народным артистом России Евгением Князевым, актёром кино, театра и телевидения, ведущим актёром Театра имени Е. Вахтангова, с его моноспектаклями по произведениям А. С. Пушкина „Пиковая дама“ и »Борис Годунов». Второй спектакль он исполнял с челябинским симфоническим оркестром в Концертном зале имени С. Прокофьева. Обе работы представили большого Актёра, владеющего буквально всем арсеналом своего мастерства и способного к сиюминутному перевоплощению средствами выразительного жеста, тонкой мимики и гибкого голоса. Спектакли Евгения Князева и столичного фольклорного дуэта Сергея Старостина и Татьяны Бондаренко, которые открывали международный фестиваль, стали его радостным и многообещающим аккордом. И многие последующие работы прозвучали с ним в унисон. В обсуждениях спектаклей экспертами, в разговорах зрителей и самих участников высокая оценка звучала в адрес Театра «Монплезир» (Санкт-Петербург) и его художественного лидера, тоже постоянного участника фестиваля, Игоря Ларина. Свой моноспектакль — сказку для взрослых «Буратино. Большая жизнь» он посвятил всенародно любимому киноактёру Петру Алейникову. И в очередной раз поразил публику своим артистизмом и фантазией, соединив текст всем знакомой сказки с Алейниковским обаянием, а светлое киношное прошлое с настоящим и будущим. Из этого же ряда признанных всеми — «Душечка» А. Чехова режиссёра Якова Рубина (Камерный драматический театр Вологды). «Исследование женской души» до глубины души и даже до слёз тронуло многие зрительские сердца. А если и вызвало разногласия, то в основном из-за личной судьбы и предназначения героини, проникновенно и тонко сыгранной Еленой Смирновой. Ещё один Человек Театра покорил публику своим безграничным артистизмом, талантом перевоплощения и органикой. Это Михаил Сиворин. Премьеру его моноспектакля «Старосветские помещики» по повести Н. Гоголя, поставленного режиссёром Владимиром Делем, привёз на фестиваль Скопинский молодёжный театр «Предел», тоже давний участник и друг фестиваля. «Михаил Сиворин — настоящий мастер мгновенного перевоплощения: он старик и старуха, рассказчик и дворовая девушка, кошка и скрипучая дверь. И всё это ярко, характерно, вкусно. Сиворин— рассказчик не просто вспоминает, он любуется своими героями…Но нигде не переходит грань, не впадает в мелодраму, рассказывает с доброй иронией, любя» — написала в экспресс-газете челябинский критик Нина Бровман.
Настоящим открытием фестиваля, успешным экспериментом и прорывом в новую эстетику эксперты и участники фестиваля назвали премьеру Нового Художественного театра — спектакль «Лейтенант с острова Инишмор», поставленный художественным руководителем театра Евгением Гельфондом. Театр впервые обращался к драматургии Мартина МакДонаха и собственными силами сделал перевод (авторы Д. Фоминых и Е. Гельфонд) его сложной пьесы. И впервые в этом спектакле использован открытый приём — действие строится прямо на глазах зрителей и сопровождается живой музыкой и вокалом. Напрасно так волновался Евгений Гельфонд, после своей премьеры получив порцию негатива от возмущённых местных аналитиков за излишнюю жестокость действия и неприличную лексику персонажей. Скрупулёзное обсуждение спектакля маститыми и молодыми экспертами не обошлось без критических замечаний и советов. Но всё-таки лейтмотивом этого глубокого разговора были поздравления и благодарные признания спектаклю и актёрам. Вот лишь некоторые из них: «Наслаждалась действием, любовалась актёрской техникой и переваривала смыслы»; «Это круто, высокая планка, импровизация свободная, даже безудержная»; «В эпоху пандемии — точный выбор, спектакль будет прибавлять, развиваться и, без сомнения, долго жить». И отдельно об актёрах. Открытием фестиваля и спектакля стал Алексей Пименов, который своим гротесковым персонажем поразил эксперта Александра Вислова, назвавшего актёра титаном, цементирующим и направляющим действие, обладающим удивительной актёрской точностью и органикой. Персонаж Петра Оликера, сыгравшего «сочно, классно, круто», критик назвал подарком всем любителям театра, сравнив актёра с мэтрами Московского художественного театра. Не мог не отметить Александ Вислов потрясающую атмосферу музыкального квартирника во главе с Алексеем Зайковым, фантастическую удивительную Ксению Бойко, невероятно по-кошачьи пластичную Марину Оликер и талантливый дуэт Константина Талана и Александра Балицкого. Нельзя не согласиться с известным московским театроведом и критиком — со спектакля НХТ, который идёт почти три часа, не хотелось уходить и хочется вернуться к нему снова и обязательно рассказать о нём своим друзьям и коллегам. Девятый международный фестиваль –лаборатория «CHELоBEK ТЕАТРА, „соединив атмосферу дружеского тепла и напряжённой плодотворной работы“, разбудив все возможные эмоции, доставил море художественной радости. Но оставил и грусть — слишком быстро завершился этот праздник Театра, который опять придётся ждать целый год. Следующий для него будет десятым, юбилейным. И это здорово, что прошедший дал ему и вдохновение, и оптимистический настрой.