В Владивостоке

Экосистема среды: проблемы развития российских креативных индустрий обсудили на форуме в Петербурге

В Владивостоке - Экосистема среды: проблемы развития российских креативных индустрий обсудили на форуме в Петербурге

Фото:
Российская Газета

Модераторами дискуссии стали исполнительный директор Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Игорь М. Намаконов и руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко. Спикерами выступили вице-президент по RD Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская, журналист, продюсер, программный директор фестиваля экранизаций «Читка» Сусанна Альперина, председатель правления киностудии «Союзмультфильм» Юлиана Слащева, директор филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, искусствовед, специалист по маркетингу и PR в сфере культуры Лара Котрелева, ученица старших классов, член ядерной группы АСИ и Фонда Инносоциум Валерия Валяева.
Модератор сессии Игорь М. Намаконов отметил, что в креативных индустриях давно назрела проблема отсутствия бизнес-мышления и менеджерских компетенций у современных авторов. «Креативные индустрии приходят в Россию, на них все больше внимания обращают окологосударственные структуры, крупный капитал. Это говорит о том, что мы начинаем развивать свое сознание в сторону создания продуктов. Однако в нашей стране все еще не хватает рыночного взгляда на культуру. В том числе и на форуме много говорили о том, что в креативных индустриях большие проблемы с менеджерским сознанием. Сегодня все платформы созданы для того, чтобы криэйторы могли творить. Но многие из них не понимают, что им нужно, что просить и за что бороться. Думаю, здесь важную роль может сыграть государство — не „влезать“ в культуру, а системно настроить процесс по развитию такого мышления у „хомо креатус“», — считает Намаконов.

В свою очередь, руководитель направления экспорта креативных индустрий Российского экспортного центра Евгения Данильченко добавила, что на сегодняшний день на рынке созрел запрос на усиление коллаборации между бизнесом, культурой и государством: «Креативные индустрии разрозненны. Даже в этом зале мы видим, сколько собралось представителей из разных отраслей бизнеса — и они все разобщены, так как не чувствуют себя единой индустрией». По мнению Данильченко, это в очередной раз доказывает, что необходимо на законодательном уровне внести понятие креативных индустрий и сформировать межведомственный институт для их поддержки и консолидации.

В преддверии дискуссии вице-президент по RD Федерации интеллектуальной собственности Екатерина Чуковская рассказала о ситуации с защитой интеллектуальных прав в креативных индустриях: «Креативные индустрии интересуют такие произведения, исполнения или фонограммы, которые мы ассоциируем с художественным творчеством. На выбор способа их охраны влияют многие факторы, включая обстоятельства создания, тип объекта и цели, которые преследует автор или правообладатель. Чаще всего в креативных индустриях мы имеем дело с производными произведениями, переработанными и адаптированными к современным условиям. Немалую часть объектов составляет даже не сам контент, а среда, в которой он может появиться, инструменты, которыми может пользоваться созидающий человек. Все эти аспекты глубоко взаимосвязаны и важно сделать так, чтобы авторы могли комплексно, на своих условиях фиксировать и защищать свои произведения. Из-за того, что и создание, и использование контента переместились во многом из реальной жизни в виртуальную, создаются и особые инструменты для работы с ними. Мне очень приятно, что именно в России впервые был создан такой пилотный проект — экосистема среды IPChain, где каждый может самостоятельно защищать свои интересы, выбирать подходящий режим охраны, предлагать возможности использования и разрешать споры».

В ходе основной дискуссии по вопросу о необходимости закрепления на законодательном уровне понятия креативных индустрий, Чуковская отметила, что не все можно решить написанием законов. «Закон — не панацея. Не стоит страдать от того, что у нас в законодательстве нет такого термина, как креативные индустрии. Можно успокоить себя тем, что у нас нет дефиниции и того, что такое культура. Нужно помнить, что любая такая инициатива сузит понятие того, что туда входит. Чем сельское хозяйство не креативная индустрия? Там есть и новые сорта растений, породы животных. Не нужно поручать чиновникам придумывать какие-то системы за креативщиков. Начиная со школы, надо прививать культуру уважения к авторским правам и финансовой дисциплине, воспитывать сознание — будь то бизнес-сознание или сознание себя как творца. Я все время об этом говорю, и именно это стало главной задачей нашего Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики», — сказала эксперт.
Председатель правления киностудии «Союзмультфильм» и Ассоциации организаций индустрии анимационного кино Юлиана Слащева рассказала о глобальных изменениях, которые затронули и анимационный рынок. «Мы уже давно не создаем просто мультфильмы. Мы создаем бренды, которые потом мультиплицируются в разных сферах и транслируются через различные каналы дистрибуции, в том числе в виде мультфильмов, игрушек, детских товаров и услуг, одежды, книг. Медицинские услуги сопровождаются анимационными персонажами для того, чтобы было проще переживать, например, прививку или анализ крови. Маленький пластырь, который надевают ребенку, имеет изображения мультгероев. Мы проникли во все сферы жизни и виды детских товаров, чей рынок очень тесно связан с нашей отраслью. Сегодня анимация присутствует и в мобильных услугах. Мы активные участники рынка образования, и я убеждена в том, что наша креативность должна содействовать современному академическому образованию для того, чтобы дополнить его», — отметила Слащева

Как музей может стать центром притяжения креативных индустрий, объяснила директор филиала Третьяковской галереи во Владивостоке, искусствовед, специалист по маркетингу и PR в сфере культуры Лара Котрелева. По ее словам, именно природная консервативность и ориентация на подлинники становятся основными активами музейного дела, так как способствуют поддержке высокой степени доверия со стороны посетителей: «Я часто слышу аргумент, что скоро почти все виды работ будут выполнятся роботами. Меня это не пугает, потому что в музее они точно не справятся. Музей — это гостеприимная площадка для творческих людей, вдохновение и „пища“ для креативных индустрий. Конечно, нас тоже затронули изменения. Произведения из классических коллекций выкладываются онлайн, перерабатываются и переосмысляются авторами из других сфер». При этом, как заметила Котрелева, излишнее вмешательство государства в культуру может существенно подорвать доверия людей к музеям и искусству в целом.
ПМКФ проходиk 14-16 ноября. В этом году его главной темой стали «Культурные коды в условиях глобализации».

Вас также может заинтересовать...