В Самаре прошла онлайн-встреча с питерским писателем Евгением Бабушкиным

103

В Самаре - В Самаре прошла онлайн-встреча с питерским писателем Евгением Бабушкиным

Фото:
СОВА

Почему птицы пьяные Разговор с читателями проходил в формате телемоста, а «посредником» в нем был самарский поэт, руководитель областной организации молодых литераторов Денис Домарев. Большинство людей, интересующихся современной литературой, знают Евгения Бабушкина по вышедшей в прошлом году книге «Пьяные птицы, весёлые волки», куда вошли сказки, притчи и пьесы о современных чудаках. Издание попало в шорт-лист премии Андрея Белого. Разговор, конечно, не мог обойти этой книги со странным названием. И действительно, почему птицы пьяные, а волки веселые? — Я не выхожу из дома без птицы, — говорит Евгений. — У меня в кармане свистулька в виде нее. Для меня птица — это воплощение реальности во всех ее проявлениях. Моя проза ориентирована на звук. А все мои герои, некоторым образом, — птицы. Через звук они выражают себя. И даже убийцы и бизнесмены в моей прозе начинают танцевать и петь. Книга посвящена волшебным превращениям. Поэтому все птицы там пьяные немножко. Что касается волков, тут объяснение в конце книги. — Сборник завершается пьесой «Веселые волки», основанной на рассказах моих друзей, — продолжает писатель. — Она о том, как однажды ночью эти звери собрались у костра и начали играть в людей. А в какой-то момент поняли, что жизнь человеческая настолько ужасна, что уж лучше обратно в лес. — Нет, — говорят волки, — не хотим мы больше играть по вашим правилам. У самого Бабушкина в доме, кстати, тоже есть живность. Во время телемоста зрители могли увидеть сидящую за его плечом ворону. Кот и кошка, правда, не вошли в кадр. Кота зовут Джойс. Имя, видимо, символическое. Один из критиков, Сергей Кумыш, сравнил Евгения Бабушкина с молодым Джеймсом Джойсом. — Коты прикольные. Это идеальное средство от невроза, — считает их хозяин. — С ними тебе никогда не будет одиноко и скучно. Мне кажется, я могу представить себе внутренние монологи кота. Авантюры и шаманство Литературное творчество для Евгения Бабушкина — это проявление абсолютной свободы. По его словам, когда он пишет рассказ, ощущает себя Богом в первый день творения. Впервые ощущение счастья от того, что сочиняешь, появилось у него в раннем детстве. — Писателем я себя осознал в четыре года, когда попал в детский сад, — вспоминает Евгений. — Сначала мне было там страшно и непонятно. Дети вокруг совершали какие-то хаотичные движения. Я чувствовал себя ужасно. Чтобы утешить себя, начал рассказывать какую-то фантастическую историю. И внезапно услышал тишину. Дети столпились вокруг меня и слушали с расширенными глазами. Я понял, что это будет моим способом взаимодействия с миром. Стану убаюкивать его, буду шаманить при помощи невероятных историй. Евгений Бабушкин поделился с самарскими читателями секретом, над чем он «шаманит» сегодня: — Пишу роман, который будет обыгрывать легенду о бременских музыкантах. Это авантюрная проза, похожая на цирк. Много перестрелок, драк. И философских размышлений. В планах Бабушкина также поучаствовать в создании игрового фильма в качестве сценариста. Один из читателей задал гостю неожиданный вопрос: кто из актеров мог бы сыграть его роль в кино? Вопрос этот Евгения Бабушкина (по образованию — театрального критика) заставил задуматься. Но, видимо, перебрав в уме кандидатуры современных российских актеров, он так ни на ком и не остановился. И предпочел увидеть в роли себя кого-нибудь из голливудских актеров прежней поры. Например, из тех, кто снимался у Хичкока. Евгений преподаёт короткую прозу в литературных мастерских. — Тяжелее всего, — считает он, — обучать журналистов и филологов, людей, испорченных гуманитарной системой образования. Учу я каждого чему-то своему. Прежде всего — умению слушать мир вокруг. С кем-то вместе пишу роман, с кем-то — рассказ или пьесу. В вашем городе, кстати, у меня появилась очень способная ученица — она пишет фантастику про альтернативную Самару. В минувшем году Евгений Бабушкин входил в жюри межрегионального конкурса короткого рассказа «Сестра таланта», который проводит Центр поддержки и развития чтения СОУНБ. По мнению самого писателя, этот конкурс — трамплин в большую литературу. В нынешнем году в конкурсе будет специальная номинация от Бабушкина. Что нужно написать, чтобы понравиться ему? Этим интересовались начинающие авторы. — Скажу одно, — ответил Евгений. — Я не отмечу рассказ, написанный по какому-то рецепту. Мне нравится, чтобы меня удивляли. Нет у него и рецептов, как «пробиться» в литературный мир: — Я не пробивался. Не делал никаких специальных шагов. Была гордыня. Наверное, это неправильно. Не надо писать в стол. Нужно ставить задачу, чтобы с текстами познакомилось как можно больше людей — и не только из родного города. Возможно, вы будете получать от них по башке. Но это нормально. Главное — не бойтесь писать без правил. Писатель должен быть хулиганом. Был и традиционный вопрос: кого Бабушкин выделяет из современных авторов. — Прежде всего, Дениса Осокина, — ответил гость. — Прекрасный писатель. Тонко работает с фольклором, тонко описывает тишину. Это мало кто сегодня умеет. Еще Людмилу Петрушевскую. А вообще, я стараюсь сегодня найти альтернативную форму художественного слова — в песнях, в комиксах. Может быть, там родится что-то такое, что вдохнет новую жизнь в русскую литературу, которая немножко «подустала». А в заключение Евгений Бабушкин прочитал свой рассказ «Красное и белое». Неожиданный взгляд на события Гражданской войны из двадцать первого века.