Итоги Samara Ground — 2020: очереди к Покрасу Лампасу, ракеты и «грозовой фронт»

Официальный старт проекта Samara Ground 2020. Art Experience был дан 1 сентября. В этот день в Самару прилетел казанский художник Рустам Qbic («Кубик»). Вместе с братом Русланом они занимались росписью стены на ул. Ленинградской, 63. Их проект получил название «Отцы и дети»: самарцы сами предлагали варианты имени для рисунка, а художник выбрал наиболее подходящий, на его взгляд.
На мурале изображены два цветка, символизирующие взаимоотношения поколений, когда один отдает свои силы, чтобы «расцвел» другой. Рустама Qbic часто называют «философом стрит-арта»: он в своих работах обращается к серьезным и актуальным темам. В его творчестве тема взаимовлияния старшего и нового поколения прослеживается красной нитью.

«Я думаю, что моя тема подходит для этого места (ул. Ленинградская в Самаре — прим. Волга Ньюс). В работе представлена аллегория на два разных поколения: старшее поколение — увядающий цветок, передающий свою энергию и мудрость молодому поколению-цветку. Это символизирует и то, как старый город соседствует с новым городом, и как они влияют друг на друга», — рассказал в интервью Рустам Qbic.
Рустам Qbic — известный художник, его работы есть в Санкт-Петербурге, Челябинске, Нефтекамске (Башкортостан), Альметьевске (Татарстан) Дербенте (Дагестан), а также в США, Италии, Мексике, Турции, Польше и в других городах и странах. В Самаре свой проект Рустам закончил за пять дней и уехал работать в другой город.
Вторым художником, который приехал на проект Samara Ground, стал Покрас Лампас (Санкт-Петербург). Покрас — заметная и влиятельная фигура в современном искусстве. Он работал над проектами Третьяковской галереи, расписывал крышу Дворца итальянской цивилизации в Риме, ему принадлежит достижение в Книге рекордов Гиннесса — за самую большую в мире каллиграфию, созданную на крыше бывшей фабрики «Красный Октябрь». Он сотрудничает с известными брендами — YSL, Mercedes— Benz, Dries Van Noten и другими. К его работам всегда приковано внимание общественности — он не боится высказывать в творчестве мнение по острым темам, защищает свое художественное видение и работает в уникальном стиле «каллиграфутуризм».

Так как Покрас является большим поклонником творчества футуристов, то выбор текста его работы на набережной на спуске Маяковского был заранее предрешен. Покрас для своей каллиграфии создает новые символы, которые представляют то, как в будущем может выглядеть мультикультурная письменность. Его текст нужно декодировать. В Самаре он оставил «подсказки», так что каждый зритель может с легкостью прочесть текст его работы. Многие сразу обратили внимание на крайне непривычное для самарской набережной цветовое решение — золотые буквы на черном фоне.

«Плюс этого цветового решения в том, что оно нетипично для этой среды, то есть оно вызывает у зрителей какой-то абсолютно новый опыт. Я всегда рад, когда зритель погружается в объект современного искусства и потом начинает иначе смотреть на вещи», — рассказал в интервью Покрас Лампас.
Покрас работал ежедневно с 4 по 13 сентября. На его проект ушло 110 рабочих часов. На территории в 350 кв. м он написал 2500 символов из строк Владимира Маяковского. Все символы он наносил сам, но в работе над проектом ему помогали ребята из творческого кластера «Дом 77». С раннего утра до позднего вечера можно было увидеть как Покрас вырисовывает золотые символы на подпорной стене набережной. По его словам, он в курсе, что в половодье Волга подтопит его работу, но это, возможно, придаст ей еще больше символичности. Покрас также рассказал, что во время работы слушал роман Виктора Пелевина «Числа». Поклонники пристально следили за художником и ежедневно выстраивались в многочасовые очереди для фотографий и автографов, как правило, на одежде.
13 сентября Покрас Лампас представил свою работу публике. Днем на набережной рядом с проектом прошла аудиоинсталяция аут-группировки «Муха», во время которой звучала декламация отрывков из писем Петра Шеина под музыку самарского композитора Lifeless.
6 сентября в Самару приехали сразу три художника — Малкольм Рокс, Арес Бадсектор, Андрей Бергер. Андрей Бергер (Москва) работал над муралом на ул. Молодогвардейская, 65. Работа оказалось очень яркой, она напоминает «грозовой фронт», который обычно показывают в выпусках прогноза погоды. Как объяснил задумку сам художник, его рисунок символизирует движение города — его энергию. «Динамика которая заложена в работе, для меня ассоциируется с динамикой движения в городе, — признается художник. — Эскиз будет меняться и интерпретироваться уже на месте — на самой стене. Мне важно провести некое наблюдение за движением энергии и людей в городе», — рассказал Андрей перед началом работы над своим проектом.

Кстати, Андрей обещал в нескольких секретных локациях оставить свои работы — принты, в которых, если навести смартфон на qr-код рядом, появляется объемное эффектное изображение.
Арес Бадсектор (Турция) работал над муралом на ул. Чапаевской, 103. Арес часто повторяет, что на его творчество сильно повлияла повесть Николая Гоголя «Шинель» — то, как писатель легко объясняет рабское стремление человека к унификации целей и желаний. В Самаре Арес нарисовал мурал в своем фирменном стиле «фантастический модерн», соединив мотивы природы с абстрактными образами. В своем рисунке он зашифровал впечатления от Самары, вдохновившись историей города и ювелирными украшениями.
Малкольм Рокс (Аргентина) впервые работал над таким масштабным проектом — два фасада на ул. Молодогвардейской, 125 и 154. Обычно он представляет перформансы, когда в танце без помощи инструментов, только руками, пишет картины. Поэтому в работе над муралом Малкольму помогали самарские художники Арт Абстрактов и Андрей ЧЖНС.
«Малкольм по мере возможностей работает то на одном, то на другом фасаде — консультируется с нами: как лучше расположить объект, либо какой цвет поменять — вносит коррективы. Он контролирует процесс. Он сам никогда не работал с такими большими объемами, поэтому Малкольм, конечно, немножечко офигевает от всего происходящего. И мы, можно сказать, его воспитываем, чтобы он привыкал к таким высотам и масштабам», — рассказал Арт Абстрактов. Теперь в Самаре, когда идешь по Молодогвардейской от ул. Ленинградской и подходишь к площади Куйбышева, если поднять голову вверх, можно увидеть ракеты «Союз» и футбольных болельщиков.
На презентации своего проекта 13 сентября Малкольм Рокс представил перформанс, во время которого он в танце нарисовал портрет Дэвида Боуи — культового музыканта, написавшего легендарную песню Space Odyssey, ставшую гимном космических путешествий.
Еще один мурал на ул. Молодогвардейской, 57 (двор магазина «Юность») — это эскиз художника Егора Острова, перенесенный самарским художником Денисом Vertigo на стену. «Я посмотрел эскиз, и мне он понравился, потому что он подходит мне по стилистике. Были моменты, когда я сомневался, но после того, как пообщался с Егором Островым, мы нашли общий язык. Я уже сейчас понимаю, что не просто так все происходит, и то, что мы сошлись на очень крутом тандеме и крутой коллаборации — это судьба. Все просто сложилось: у меня ник Vertigo (головокружение) и работа мне досталась головокружительная. До этого я делал похожие вещи. И Егор мне доверился, ему подошел мой стиль. Мы пообщались и у меня не осталось сомнений, что я сюда лечу и буду работать с его эскизом», — рассказал в интервью Денис Vertigo.

Егор Остров — знаменитый художник, который работает в стиле «техноренессанс». В Самаре состоялся его дебют в стрит-арте. До этого он работал только с холстом. Его проект представляет из себя черно-белые линии, которые создают женский образ, в стилистике портретов эпохи ренессанса.
Помимо создания арт-объектов в Самаре прошли встречи творческого сообщества и студентов с художниками. С творческим кластером «Дом 77» художники встретились на неформальной вечеринке в баре «Вечно молодой» и обсудили перспективы развития стрит-арта, возможности участия местного сообщества в работе проекта Samara Ground и свои проекты. А в галерее «Формограмма» студенты самарских вузов расспрашивали художников об их творческом становлении, стиле и желании «нарушать правила». В «Формограмме» 13 сентября в рамках проекта Samara Ground также прошел кинопоказ фильмов Куйбышевской студии кинохроники.
В День города, 13 сентября, все проекты презентовали публике. Объекты также посмотрел губернатор Дмитрий Азаров и глава города Елена Лапушкина. Организаторы надеются, что в следующем году Samara Ground. Art Experience станет еще более масштабным — планируется представить не только стрит-арт, но и, возможно, скульптуру и диджитал-арт.

Вас также может заинтересовать...