«Город солнца»: смотрим выставку соцреализма первыми

40

В Омске - «Город солнца»: смотрим выставку соцреализма первыми

Фото:
Омск Здесь

Корреспондент «Омск Здесь» первым увидел экспозицию, где в жанре соцреализма воспевается советская страна 30-х годов. Завтра, 14 ноября, в Омске откроется выставка соцреализма «Город солнца» (0+). Живопись, скульптура, плакаты — омичи смогут увидеть 47 работ из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Корреспондент «Омск Здесь» побывал на монтаже экспозиции, чтобы первым увидеть картины, передающие атмосферу советской жизни 1930-1940-х годов. Часть из них в своё время была специально подготовлена для легендарной выставки «Индустрия социализма» в 1939 году, но она так и не состоялась. Утопический «Город Солнца» представлен красочными историями о некой счастливой стране под названием СССР — смелыми людьми, трудовыми подвигами и пионерскими парадами. В непростое время художники искренне хотели быть со своим народом, служить ему и быть понятыми. О том, как это отражалось в полотнах, нам рассказала главный специалист отдела региональных выставок музейно-выставочного центра «РОСИЗО», искусствовед, куратор Анастасия Сиренко. — Это сложное и противоречивое время вошло не только в жизнь и плоть русского народа, но и получило отражение в творчестве большинства художников. Искусство должно было стать максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным, — рассказала она. — Мы привезли в Омск хорошую классическую живопись, которую, к сожалению, не так часто можно увидеть в музеях. Музейные площади не такие большие, а произведений искусства действительно много. Центральное произведение экспозиции, конечно, — идеал и символ советской эпохи — модель скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Её создали для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Скульптура стала символом времени, а также нашла отражение в изделиях из фарфора. Перед посетителями предстают сотрудницы лампового завода и видно, как кипит работа на предприятии. Здесь и рыбный магазин: продавец выловил сачком из аквариума рыбу. Демонстрация, посевная, полёт на самолёте — все это нашло отражение в творчестве художников. — Сегодня в музеях в основном представлен XIX и XX век, а 30-е годы очень часто выпадают из экспозиции или представлены наименьшим образом. Это связано с изменениями политического характера. У многих неоднозначное мнение по поводу соцреализма — это неинтересно и плохо, и сплошная агитация. Но это не так. Люди работали и стремились, чтобы построить хорошее и надёжное государство. Не всё было плохо, — отметила Анастасия Сиренко. На картине Ольги Яновской «Мастерская тортов» взгляд привлекают не пирожные, а кондитерша. Своими сильными руками она держит подносы с эклерами точно атлетка — гири, а взгляд при этом у неё бойкий и весёлый. Художники изображали женщин, работающих на сложном производстве, требующем самоотдачи, однако их образы не лишены нежности и красоты. — Раскрыта тема женщин в труде — начинается эмансипация. Появляются детские сады, и женщины выходят на работу — заводы и фабрики, и трудятся наравне с мужчинами. Но при этом художники показывают, что женщины остаются женщинами. Они в платьях и с причёсками, — рассказала искусствовед. Относиться к выставке соцреалистической живописи, как и к той эпохе в целом, можно по-разному, но сходить в музей нужно. «Город солнца» можно будет увидеть до конца февраля в центре «Эрмитаж-Сибирь» (ул. Музейная, 4). Стоимость билета: взрослые — 200 руб., пенсионеры — 100 руб. Время работы: с 10:00 до 19:00 (касса — до 18:00) все дни, кроме понедельника. При посещении необходимо соблюдать масочный режим. Фото: Илья Петров