В Казани

«Любимая Ольга Борисовна!»: как Салават, Фарид Бикчантаев и Ко несли челобитные федеральному министру

Заседание Совета по культуре и искусству при президенте РТ в казанской Ратуше посетили Минтимер Шаймиев, Ольга Любимова и вся культурная общественность
Татарстанские театры испытывают жесточайший кадровый голод — с каждым годом проблема все больше обостряется из-за отсутствия бюджетных мест в единственном творческом вузе республики КазГИК. Выход прославленные казанские режиссеры Фарид Бикчантаев и Александр Славутский видят в создании нового Казанского театрального института, о чем они лично заявили накануне днем на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РТ с участием министра культуры России Ольги Любимовой. Подобные проблемы переживает и татарская эстрада, которая, по словам певца Салавата Фатхетдинова, находится «на грани провала». Артист уверен, что эстраду спасут все те же места в вузе на «бюджете», а федералам он предлагает создать новый тематический телеканал с фокусом на «титульные народы» России и национальную культуру. Самые интересные выступления и смелые предложения минувшего «культурного совета» — в репортаже «Реального времени».

«Безупречность» в нацпроекте и зарплаты музыкантов: за что Любимова хвалила Татарстан?
Якорное событие деловой программы визита Ольги Любимовой в Казань, заседание Совета по культуре и искусству при президенте РТ, открыл президент республики Рустам Минниханов, попросив собравшихся деятелей театра, кино и музыки поприветствовать почетных гостей аплодисментами. Первое, о чем объявил президент — о готовности региона в числе первых включиться и апробировать новую программу поддержки кадров на селе «Земский работник культуры».
В июле этого года, когда Минкульт России анонсировал работу над проектом постановления и собирал региональных министров культуры на большое совещание, было объявлено о планах выделить на программу с 2021 по 2024 годы около 8,2 млрд рублей. Суть ее в выделении «компенсационной выплаты» в 1 млн рублей специалистам, которые переехали на работу в села, рабочие поселки, ПГТ или города с числом жителей до 50 тысяч человек, по аналогии с уже действующими в других отраслях программами «Земский учитель» и «Земский доктор».

Тогда, по результатам мониторинга федералов, Татарстан попал в число регионов с наибольшей потребностью в кадрах в небольших населенных пунктах, общая же кадровая потребность учреждений культуры в сельской местности — около 9 тысяч специалистов. Со своей стороны, республика может предложить обеспечение молодых культурных работников, переезжающих в глубинку, не только достойной зарплатой, но и жильем.

— Мы это обсуждали с Ольгой Борисовной сегодня утром. Мы предполагаем, что регион тоже должен внести свою лепту. Для закрепления на селе молодых специалистов мы будем решать вопросы безвозмездного предоставления земельных участков, — подчеркнул Рустам Минниханов, передав слово Любимовой.

— Сам факт создания Совета по культуре и искусству при президенте республики подтверждает, что культура — это приоритетное направление вашей политики, Рустам Нургалиевич, — обратилась министр. — Это отражено и в финансировании. Удельный вес культуры в консолидированном бюджете Татарстана в прошлом году достиг 4,9%. Один из самых высоких показателей в стране. С каждым годом в регионе растет уровень средней заработной платы работников учреждений культуры. По итогам первого полугодия она превысила 34 тысячи рублей. Это первое место в Приволжском федеральном округе.
Больше 10 минут Ольга Любимова сыпала комплиментами в адрес республики и ее руководителей, отмечая «безупречное» исполнение нацпроекта «Культура» по итогам 2019-го: строительство и капремонт более 70 объектов, трех модульных библиотек, пяти виртуальных концертных залов, шести кинозалов. Напомнила министр и о том, что уже в этом году идут работы по капитальному ремонту Театра кукол в Набережных Челнах, стартует капремонт 18-ти детских школ искусств. С 2021 года начнутся работы по строительству двух центров культурного развития в Елабуге и Зеленодольске, а еще через год по возведению симфонического киноконцертного зала в Альметьевске.
— Регион входит в число лидеров по внедрению современных технологий в культуре, по цифровому развитию отрасли. Поэтому мы приняли решение со следующего года создать на базе Казанского государственного института культуры центр непрерывного образования и повышения квалификации по направлению «Информационные технологии». Татарстан — это всегда надежный партнер, который активно участвует в наших новых проектах в качестве пилотного региона, подчеркнула министр.

«Есть учреждения, которые нуждаются в ремонте: Казанский ТЮЗ, Камаловский театр, Театральное училище…»
Выступление министра культуры Татарстана было посвящено Стратегии развития культуры Республики Татарстан на 2020-2025 годы. В основном речь шла о необходимости цифровизации культурной сферы, ее корреляции с новыми запросами и потребностями татарстанцев, оснащении и переформатировании библиотек, концертных залов и ДК. Но, похвалившись достижениями Татарстана, сфокусировалась министр и на том, что еще предстоит сделать.
— Мы можем уверенно говорить, что в большинстве крупных учреждений созданы все условия, отвечающие современным требованиям. Но у нас есть еще учреждения, которые нуждаются в ремонте и реконструкции: Казанский ТЮЗ, Камаловский театр, Театральное училище, которое в 2022 году отметит свой 100-летний юбилей, муниципальные музеи. В новом здании нуждается набережночелнинский театр «Мастеровые». Есть еще районы, в которых находятся объекты в неудовлетворительном состоянии.
Ирада Аюпова заверила, что прекрасно понимает, что реализация программ зависит напрямую от экономической ситуации в стране и мире, а Стратегии развития культуры Республики Татарстан включает несколько вариантов развития событий.
— Мы надеемся, что в 2022-23 году экономическая ситуация позволит нам выйти на инновационный сценарий развития, — подчеркнула глава татарстанского Минкульта.
Театральный крик отчаянья: Бикчантаев и Славутский просят новый институт в Казани

После блока выступлений чиновников, слово передали представителям культурной общественности, и первыми на очереди оказались режиссеры ведущих театров республики, представляющих на совете все театральное сообщество. За получасовой блок было озвучено больше десятка инициатив и предложений, но ключевой темой стали квалифицированные театральные кадры, а точнее — их тотальная нехватка во всех театрах Татарстана.
Кадровый вопрос в театральном деле в республике обостряется с каждым годом, констатировал главный режиссер Татарского государственного Академического театра имени Галиасгара Камала Фарид Бикчантаев. Число бюджетных мест в местных культурных образовательных учреждениях постепенно сходит на нет, молодые люди все чаще уезжают учиться в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, и, «польстившись на прелести большого города», уже не возвращаются обратно. При этом, для 16 государственных театров, работающих в республике, кадры готовит только два учебных заведения — Казанское театральное училище и Казанский государственной институт культуры.
— Заручившись поддержкой театральной общественности Республики Татарстан, я прошу вас, Рустам Нургалиевич, рассмотреть возможность создания на базе Казанского театрального училища Казанского государственного театрального института, который бы отвечал всем вопросам современного профессионального театра, — обратился Фарид Бикчантаев. — Мы можем своих артистов готовить здесь, потому что кто как не мы знает, как это делать.
Поддержал Бикчантаева и художественный руководитель — директор Казанского академического русского Большого драматического театра имени В. Качалова Александр Славутский, также выступивший на заседании.
— Я хочу поддержать Фарида Рафкатовича. Где сегодня центр татарской культуры и языка? Если мы сегодня не поставим дело у нас в регионе — что у нас будет свой театральный институт, где мы воспитаем артиста татарского театра? Нигде мы его не воспитаем. Только в селах остались люди, которые знают свой язык. И такому мощнейшему национальному региона как наш не иметь своего театрального института — я считаю, что это наш «бич», который нужно реализовать как можно быстрее, — резюмировал режиссер, добавив, что хоть он и «не хочет никого обидеть», но в КазГИКе сейчас преподают те, у кого в театре ничего не получилось.
— Александр Яковлевич, давайте мы сделаем так: вот Ольга Сергеевна у нас курирует направление в министерстве культуры, которое занимается образованием, — кивнула Любимова в сторону своего зама Ольги Яриловой. — Давайте мы сначала обсудим и с нашими коллегами из уже существующих творческих вузов, и проанализируем потребности региона, а уже потом вернемся к этой теме.

Салават защищает бюджетные места для татарской эстрады в КазГИК и хочет новый телеканал
Одним из самых неоднозначных и ярких во всех смыслах на прошедшем заседании стало выступление артиста татарской и башкирской эстрады, певца Салавата Фатхетдинова. Любимец братских республик озвучил федеральному министру и главе Татарстана целый список пожеланий, напутствий и просьб.
— У меня предложение, я немножко изменю вашу фамилию, хочу так сказать, любимая Ольга Борисовна, — обратился к Любимовой артист, вызвав смех и улыбки в зале заседаний. — В «Триколоре» есть 916 телеканалов и один канал культура. Что хочу сказать: России необходим один канал, где были бы представлены все народы нашей великой страны. К сожалению, сегодня по примеру татар и Чувашии титульные народы представлены на федеральных каналах очень мало. Должен быть создан такой национальный канал с целью сохранения культурного кода, где будет представлено все многообразие народной культуры. Естественно, один канал «Культура» не может все охватить.
Резко выразился певец о нынешнем состоянии татарской эстрады, которая, по его словам, в настоящий момент «на грани провала», остро чувствуется нехватка профессиональных продюсеров, которых в республике нигде не готовят. Создание как минимум профильной кафедры Татарстану просто необходимо, уверен артист. В то же время, как отметил Салават, исчезают бюджетные места для воспитания молодых квалифицированных кадров в КазГИКе.
Обучение на коммерции стоит 240 тысяч. А к нам, как правило, поступают из малообеспеченных семей. Как в фильме «Богатые тоже плачут», только у нас богатые не поют, а только слушают. Прошу выделить 5-6 бюджетных мест на следующий год для татарской эстрады, обратился Салават к Рустаму Минниханову.
Минтимер Шаймиев: «Проблем в этой отрасли мало не бывает, но это иной уровень развития»

Заседание продлилось почти два часа, за это время Рустам Минниханов успел выслушать больше десятка деятелей культуры и искусств, пообещав включить в протокол и обсудить озвученные инициативы, зафиксировав их в Стратегии развития культуры Республики Татарстан на 2020-2025 годы. Особенным гостем совета стал Госсоветник Татарстана Минтимер Шаймиев, который закрыл заседание напутствием.
— Я просто сижу и радуюсь, потому что не помню, чтобы было такое, что сейчас происходит, — поделился он. — Второй день идет работа Рустама Нургалиевича, избранного на третий срок, совсем недавно начала Ольга Борисовна работать министром культуры Российской Федерации. Но то, что они вместе и, к вашему счастью, обсуждают проблемы культуры, это точно показатель того, что республика развивается. Проблем в этой отрасли мало не бывает, но это иной уровень развития. Так что я пожелаю им творческой задачи в решении и практических вопросов и всего, что происходит.

Вас также может заинтересовать...