В Тюмени

«Спасибо за город»: герой рубрики этнограф Татьяна Молданова

В Тюмени - «Спасибо за город»: герой рубрики этнограф Татьяна Молданова

Фото:
Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Все новости на карте

Великое множество загадок таит сакральный мир наших предков, наполненный удивительными тайнами и настоящими чудесами. Об этом хорошо знает героиня нашей рубрики «Спасибо за город» — этнограф, доцент Югорского государственного университета, кандидат исторических наук Татьяна Александровна Молданова.
Выбор пути

рамблер без рекламы

читайте рамблер без рекламы

Она родилась в деревне Юильск Березовского района. Отец Александр Иванович — ханты, во время Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, после демобилизации трудился бухгалтером в Казымском оленеводческом совхозе. Мать Надежда Карповна — русская, родом из Тобольска, после окончания ФЗУ оказалась в далеком северном поселке Нумто, работала на радиостанции. В 1957 году, после начала кампании по укрупнению населенных пунктов, семья пере­ехала в Казым.
Выбор будущей профессии предопределили родительские гены:
— У меня папины привычки, видимо, передалась и его любовь к математике, вот меня и отдали в «пед», — признается Татьяна Александровна. — Поэтому после окончания школы в 1968 году я поступила на физико-математический факультет Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена.
Получив диплом, Молданова успешно преподавала, работала инженером-программистом на крупном заводе в Тюмени. А в 28 лет вдруг решила резко изменить свою жизнь и возвратилась в качестве учителя в Казым.

рамблер без рекламы

— Я вдруг почувствовала, что нужна на своей родине, и вернулась. Почему? Много моих ровесников слишком рано ушли из жизни, я решила приехать и помочь их детям. В поселковом классе у меня оказалось двадцать учеников, из них пятеро — круглые сироты, а десять воспитывались в неполных семьях…
Рождение этнографа
Огромную роль в жизни героини сыграла ее бабушка, Екатерина Максимовна Вандымова:
— Она была очень непростой женщиной: лечила земляков руками, по снам определяла будущее и даже могла его изменить. В детстве мы с ней вдвоем подолгу жили в лесу, собирали ягоду, все лето — от морошки до клюквы. И она мне постоянно рассказывала о своей жизни. С годами мне захотелось записать ее слова и таким образом высказаться, выплеснуть на бумагу наболевшее.

рамблер без рекламы

Так родилась первая повесть «В гнездышке одиноком», в которой была изложена трагедия женщины, пережившей репрессии, последовавшие за подавлением Казымского восстания 1933-1934 годов. Повесть целиком основана на бабушкиных воспоминаниях. Позже у Молдановой родилась вторая повесть — «Касания цивилизации», где речь шла о судьбах ее сверстниц — следующего поколения хантыйских женщин.
Начав погружаться в богатейшую культуру своих предков — аборигенов Севера, Татьяна уже не могла остановиться, находя в ней все новые грани непознанного, таинственного, увлекательного. В начале 80-х годов она стала собирать фольклорные материалы, образцы орнаментов, семейные родословные. Постепенно круг ее интересов расширялся, Татьяна Александровна начала интересоваться все новыми темами.

читайте рамблер без рекламы

Так рождался упорный, вдумчивый, талантливый этнограф.
— Я почувствовала, это — мое, — убежденно говорит героиня.
После переезда в 1985 году в Ханты-Мансийск Молданова становится руководителем фольклорного отдела окружного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы. Свое образование она продолжает в аспирантуре Томского университета, в 1994 году защищает кандидатскую диссертацию «Орнамент северных хантов».
Еще через два года Татьяна Александровна возглавляет окружной фольклорный архив при НИИ возрождения обско-угорских народов, вскоре выходит в свет ее первая научная монография — «Орнамент хантов Казымского Приобья: семантика, мифология, генезис», позже монография «Архетипы в мире сновидений хантов», хантыйский том в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» и многие другие научные работы.

рамблер без рекламы

Делать то, что интересно
Неуемная натура прирожденного исследователя никогда не позволяла ей замыкаться в одной отдельно взятой сфере. Природная энергия и желание помочь людям заставляли браться за все новые начинания. Так, в 90-е годы Молданова стояла у истоков создания общественной организации «Спасение Югры», участвовала в разработке практических инициатив по сохранению и развитию культуры обских угров. При ее активном участии создавались музей «Торум Маа», Центр национальной культуры и этнографический лагерь в деревне Русскинская Сургутского района, разрабатывались концепции Казымского и Варьеганского этнографических музеев.
Не случайно в 2000 году она была названа лауреатом премии Ханты-Мансийского автономного округа «За развитие культуры коренных малочисленных народов Севера».
С 2002 года Молданова приходит на работу в Югорский государственный университет, начинает преподавать всеобщую историю, историю Югры, историю религий и т.д.
— Сравнивать разные культуры мне было интересно и легко, ведь я сама — «продукт полиэтнического воспитания», — улыбается Татьяна Александровна. — Я близко соприкасалась с представителями разных культур, религий, национальностей. И вообще, я — счастливый человек, потому что смогла реализовать себя в жизни.
Впрочем, есть моменты, которые ее несколько огорчают:

рамблер без рекламы

— Современные студенты сов­сем не умеют работать без помощи интернета, лишь редкие из них способны грамотно выразить собственные мысли. Поэтому я стараюсь, чтобы в исследовательских работах они отталкивались от своего, личного, делали то, что им самим интересно.
Тем отраднее для ученого факт возникновения и укрепления растущего год от года кружка своих друзей и учеников, тех, кто тоже работает не за страх, а за совесть, стремясь сохранить и передать будущим поколениям культурное наследие своих предков.
Она строго подходит к соблюдению канонов, например, в использовании элементов декоративно-прикладного искусства обских угров:
— Конечно, сейчас редко можно встретить полностью аутентичные традиции, чаще всего они несколько адаптированы. Огорчаюсь, когда орнамент используется не там и не так. В то же время, скажем, музей «Торум Маа» пытается выдержать все каноны, и это отрадно.
И коротко — о себе…
На вопрос об увлечениях этнограф ненадолго задумывается:

рамблер без рекламы

— Все лето я стараюсь проводить на своей малой родине. Нет, я не «крестьянка», дачей не увлекаюсь, зато собираю все, что растет в лесу. Любимая ягода — морошка. Меня всегда тянет туда, но постепенно начинает сказываться возраст — дрова так легко, как раньше, не наколешь, воды не наносишь…
Продолжение литературного творчества? Пожалуй, хотела бы написать книгу на хантыйском языке. У русского совсем другие выразительные средства, а хантыйский позволяет вытягивать из глубины то, что было заложено туда сотнями поколений моих предков.
Что думаю о Ханты-Мансийске? Это очень комфортный город, пожалуй, лучший из существующих на свете…
Андрей Рябов.

Вас также может заинтересовать...